Понедельник, 24.07.2017, 17:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Файлы » МХК для учащихся » 10 класс. От истоков до XVII века

Древние цивилизации. Художественная культура доколумбовой Америки
07.06.2010, 19:39

Художественная культура доколумбовой Америки

 

Задолго до открытия европейцами Американского континента на территории Центральной и Южной Америки возникли цивилизации ольмеков, ацтеков, майя и инков. Развивавшиеся без какого-либо влияния других очагов мировой культуры, они имели самобытный характер и обладали рядом оригинальных, только им присущих черт. Разобраться в этом своеобразии можно, лишь учитывая исторические особенности, при которых формировалась и развивалась художественная культура так называемой доколумбовой Америки (до 1492 г., времени открытия Христофором Колумбом Американского материка).

 

Цивилизация ольмеков

(побережье Мексиканского залива во II–I тысячелетиях до н. э.)

 

Древнейший цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков. Исследования показали, что у ольмеков были хорошо спланированные культовые центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, иероглифическая письменность, ритуальный календарь. Архитектура ольмеков сохранилась плохо, так как в качестве строительного материала использовались земля и щебень, покрытые толстым слоем штукатурки.

Мировую известность получила скульптура ольмеков,  представленная огромными каменными головами высотой до 3 м и весом до 40 т. До сих пор точно неизвестно их предназначение, но, вероятнее всего, они носили культовый характер. Эти гигантские головы, обнаруженные во время раскопок, и сегодня поражают монументальностью, мастерством исполнения, реалистическим воспроизведением индивидуальных черт известных в том время личностей.

***

***

К началу новой эры ольмекская культура исчезла. Что послужило причиной ее заката – неизвестно, но ей на смену пришли новые цивилизации, и прежде всего город Теотиуакан в Центральной Америке (II в. до н. э. – VII в. н. э. территория современной  Мексики).

***

***

В середине IX в. город был покинут жителями и превратился в груду развалин. Цивилизации классического периода были уничтожены нашествием народов с севера, сначала тольтеков, а в XI в. новых завоевателей – ацтеков, создавших свою цивилизацию

 

 

Цивилизация майя

(3000 г. до н. э – XVI в н. э.)

Многих успехов достигла цивилизация народов майя. За пять-шесть веков до покорения ее испанскими завоевателями майя изобрели солнечный календарь, определяли продолжительность года, на тысячу лет раньше европейцев начали использовать в математике понятие нуля, безошибочно предсказывали солнечные и лунные затмения, создали развитую иероглифическую письменность. Искусство народов майя достигло невиданной изысканности и совершенства. Одним из самых красноречивых свидетельств высокого уровня этой культуры является архитектура: величественные пирамиды, великолепные дворцы и белокаменные города, затерявшиеся в непроходимых джунглях Центральной Америки. К этому следует добавить прекрасные памятники скульптуры, уникальные многоцветные фрески, росписи на сосудах, грациозные статуэтки, ювелирные украшения, а также замечательные изделия, выполненные в технике резьбы по дереву, кости и перламутру.

Художественная культура народов майя не исчезла бесследно, она оказала огромное влияние на американскую культуру последующих эпох и внесла существенный вклад в сокровищницу мирового искусства

 

 

Цивилизация инков

(народ, живший с XI в. на территории современного Перу. Эта империя включала и земли современной Боливии, южную часть Эквадора, север Чили и Аргентины)

***

***

Одной из самых известных южноамериканских цивилизаций стала империя инков.  Сохранились легенды инков, рассказывающие о возникновении мира, первых божеств и людей.  Во главе империи инков стоял Верховный Инка – Сын Солнца, а сами инки считали себя «сыновьями Солнца». Изображение светила в виде золотого диска с человеческим лицом являлось предметом официального культа. Одна из древнейших легенд рассказывает, что, когда из озера Титикака вышли супруги, получившие волшебный золотой жезл от своего отца Солнца, им было предсказано в определенном месте основать город и страну. Долго они искали это место, и вот однажды после долгих поисков жезл неожиданно ушел в землю, здесь и возникла столица империи инков – Куско, руины которой можно увидеть и сегодня.

В историю мирового искусства инки вошли благодаря красоте и величию своих храмов. На побережье Перу до настоящего времени сохранилось множество пирамид, но, в отличие от других цивилизаций Америки, они служили для коллективных захоронений бальзамированных тел умерших.

Некоторые ступенчатые пирамиды имели в плане не прямоугольную, а круглую форму.

***

Храм Солнца

            Ученые до сих пор не пришли к однознач­ному выводу, была ли у инков письменность. Похоже, что письмо инков (а точнее, предписьменность) просто имело слишком необычный вид. Кипу (на языке индейцев кечуа это слово означает «узел») было одним из наиболее оригинальных по­рождений инкской культуры.

Инкские мастера создавали украшения из золота, изысканные предметы роскоши, в которых использовали причудливые графические орнаменты на мифологические сюжеты о сотворении мира, борьбе героев с фантастическими чудовищами, а также эпизоды из повседневной жизни (охота, рыболовство, ткачество).

 

Цивилизация ацтеков

(XIVXVI века. Территория современной  Мексики )

            Характерной чертой искусства охотничьих племен ацтеков было поклонение богам.    Сохранившиеся легенды и предания рассказывают о многочисленных походах и кровавых сражениях этого воинственного народа, прежде чем он создал могущественную империю с высоко развитой культурой.

***

Увы, Теночтитлан не избежал печальной участи: в начале XVI в. «озерная Венеция» была разрушена испанскими завоевателями – конкистадорами.
Об архитектуре ацтеков известно очень мало, так как многие сооружения были разрушены или полностью перестроены. Сведения о них сохранились лишь в описаниях испанских очевидцев.

Особого расцвета достигла ацтекская скульптура. Монументальные статуи божеств носят абстрактный и условный характер. В качестве примера можно привести огромную статую Коатликуэ – богини земли, смерти и весеннего плодородия, матери верховного божества войны. Эта статуя лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет ни лица, ни головы, ни рук, ни ног. Она выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей и клыков ягуаров, человеческих черепов и ладоней, перьев, извивающихся змей, лап орлов. Все это нагромождение различных предметов строго симметрично и уравновешенно.


Статуя Коатликуэ 

Немногочисленные сохранившиеся произведения ювелирного искусства поражают своим мастерством. Они  отличаются изяществом исполнения и тонкостью моделировки.

 

 

Что же характерно для искусства   народов доколумбовой Америки ? Прежде всего, утверждение всемогущества и величия священного божества, культ предков, прославление побед над врагами, возвеличение правителей и верховной знати.

 

 

 

 
Категория: 10 класс. От истоков до XVII века | Добавил: olqa
Просмотров: 4836 | Загрузок: 0 | Комментарии: 9
Всего комментариев: 8
+2   Спам
1 olqa   (26.06.2010 15:59)
Интересные документальные фильмы
"Как создавались империи". Один из фильмов посвящён ацтекам, другой - майя.

"Времена и воины" - интересно будет мальчикам ( фильм 16 "Ацтеки")


2 olqa   (19.08.2010 23:46)
Можно посмотреть ещё один д/ф "2012. Сбудутся ли пророчества майя?"

3 ZORK   (11.11.2010 20:55)
Очень интересный фильм) surprised

+1   Спам
4 Таня   (15.11.2010 19:40)
а где шпора к этой теме??

5 olqa   (16.11.2010 04:44)
Шпоры нет. И не будет. Конспект вы писали на уроке, если где-то что-то не успели, материал перед вами, работайте сами, как полагается.

6 olqa   (20.11.2010 21:38)
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Правила написания:

1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка – три глагола, которые описывают действия, относящиеся к теме.

4 строка – 3-5 слов – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

5 строка – одно слово – ассоциация или синоним, который повторяет или переосмысливает суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное (резюме, которое дает новую интерпретацию темы)


7 4ольга38   (13.11.2014 14:54)
Здравствуйте! Очень понравился материал к уроку. Подскажите пожалуйста, как можно скачать?

0  
8 olqa   (15.11.2014 19:18)
Ольга, попробуйте при помощи программы VKMusic. В Инете она в свободном доступе, устанавливается легко.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Гостевая книга
Категории разделов
10 класс. От истоков до XVII века [25]
11 класс. От XVII века до современности [6]
Обновления
Поиск
Комментарии


Ольга! Вы большая молодец! Спасибо большое за урок и самоанализ! Урок очень хороший, продуманный , а самоанализ довольно точно и профессионально сделан! И все Ваши материалы хорошая помощь в нашей работе. Спасибо Вам и творческих успехов!

Ольга, попробуйте при помощи программы VKMusic. В Инете она в свободном доступе, устанавливается легко.

Здравствуйте! Очень понравился материал к уроку. Подскажите пожалуйста, как можно скачать?

Баннер  сайта
Друзья с
айта






Сайт
Статистика


Сейчас на сайте всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0









Разработка и осуществление дизайна сайта - Егорова О. Я.

Чудо музыки! © 2017
Сайт управляется системой uCoz