Пятница, 21.07.2017, 23:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Файлы » МХК для учащихся » 10 класс. От истоков до XVII века

Культура Античности. Древняя Греция
08.06.2010, 19:54

 

Древняя Греция

 

Античность… множество нитей тянется от неё через века и расстояния в иные эпохи и цивилизации. Художественное творчество Античности  было тем живым и неиссякаемым источником, из которого черпало вдохновение всё позднейшее искусство. В культуре Античности людей различных эпох всегда привлекали жизнеутверждающая сила, сознание ценности и  красоты человеческой личности, вера в её безграничные творческие возможности. Не случайно, начиная с эпохи Возрождения, художественную культуру античности считали колыбелью мирового искусства.

 

Термин античный возник  в XV  веке. В переводе с латинского «antiguus» означает «древний» и употребляется по отношению к истории и культуре  Древней Греции и Древнего Рима.

 

Сегодня мы познакомимся с искусством Древней Греции. Традиционно в ней выделяются  следующие этапы

:

 

         Крито-микенский, или эгейский (IIIII тыс. до н.э.)

         Гомеровский период (XIVIII до н. э.)

         Архаика (VIIVI вв до н. э.)

         Классика (VIV  вв до н. э.)

         Эллинизм (IIII вв до н. э.)

 

 

 

 

Эгейское искусство

Культура античного мира не возникла внезапно, ей  предшествовала богатейшая и оригинальная культура, созданная на островах и побережье Эгейского моря. Именно здесь, на острове Крит и полуострове Пелопоннес, находились важнейшие центры эгейской   культуры. Интересно, что эта одна из самых загадочных древних цивилизаций стала интересна благодаря археологическим раскопкам сравнительно недавно, в конце XIX – начале XX вв.. Развиваясь параллельно с культурами Древнего Египта и Древнего Междуречья, она не только переняла некоторые характерные для них элементы ( особенно в орнаментах), но и сама  создала непревзойдённые образцы в архитектуре, фресковой живописи, вазописи и декоративно-прикладном искусстве.

            С Критом связаны многие греческие мифы. Он упоминается как родина верховного олимпийского бога Зевса,- там он был вскормлен ланью в горах Иды. Сюда Зевс увез прекрасную Европу, превратившись в золотого быка. Здесь совершил свой подвиг Геракл, укротив бешеного быка, опустошавшего остров. Здесь родилась легенда о царе Миносе, Тесее и Минотавре.

                                   

Фрески Кносского дворца

Блистательного  расцвета достигло и искусство живописи, дошедшее до нашего времени во фресковых  росписях Кносского дворца. Произведения живописцев поражают удивительной зоркостью видения, богатством воображения, тонким художественным вкусом и чувством меры. И хотя живописцы ещё не владеют приёмами объёмно-пространственного  изображения, их композиции не кажутся застывшими и безжизненными. Используя всего пять красок (чёрную, белую, голубую, желтую и красную), они создают богатейшую цветовую палитру. Даже пострадавшие от пожара фрески не утратили свежести и сочности красок. Им, как и египетским  рисункам, свойственна условность цвета: мужские фигуры рисуются тёмной кирпично-красной краской, а женские – светлой. Идеалом красоты считались хрупкие фигуры с тонкими, «осиными» талиями.

          

Взгляните на  так называемую «Парижанку», на её ожившее личико, капризно вздернутый носик, игривый завиток локона, спадающий с высокой и изящной причёски. В этой критской красавице действительно есть что-то от парижанок – законодательниц моды. Огромный глаз, обведенный чёрным контуром, изображен в фас, точно так же как в египетских росписях и рельефах. Но это уже совсем иной, художественно одухотворённый образ.

 

Вазопись стиля Камарес

Здесь же,  на Крите, в одной из пещер у селения Камарес были обнаружены замечательные произведения вазовой керамики, удивляющие техническим совершенством, необычностью и разнообразием форм, оригинальностью орнамента и живописного рисунка.

            Весело играют и переливаются всего два цвета: желтой охры и граната. Декоративен узор орнамента - растительные мотивы с закруглёнными контурами лепестков и пробегающим ритмом линий. Преобладает «морской стиль» с изображением спрутов, медуз, морских звёзд, осьминогов, кораллов, изгибами водорослей, закрученными спиралями раковин. Удивительно разнообразны формы этих керамических изделий: это и небольшие чаши, и кубки, и вазы для фруктов, горшки и кувшины с тончайшими, как яичная скорлупа, стенками.

             

Эгейское, или крито-микенское искусство, сохранив свой неповторимый характер, явилось прекрасной прелюдией греческой художественной культуры.

 

Золотой век Афин

 

«Познай самого себя» - было начертано на храме Аполлона Дельфах. Чтобы познать себя сегодняшних, необходимо понять, каким был человек в далёком прошлом, в эпоху «счастливого детства человечества».

            Земля Древней Эллады до сих пор поражает величественными архитектурными сооружениями. Известно, что некоторые из них ещё в древности были причислены к  чудесам света. Нас восхищают прекрасные греческие статуи – образцы чистой  и возвышенной красоты, удивительные пропорции в рисунках ваз. До сих пор мы пользуемся достижениями греческих  учёных в области философии и истории, этики и эстетики, логики и языкознания. Сюжеты и образы греческой мифологии служили и служат вдохновенным источником для создания художественных произведений во всех без исключения видах искусства.

           

Афины – центр греческой цивилизации

V век до н. э. – время расцвета древнегреческих полисов. Афины превращаются в крупнейший политический и культурный полис Эллады. В истории Древней Греции это время  принято называть «золотым веком Афин». Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. В народе сложилась пословица, наиболее точно выражающая значение этого города:

                        Да ты – чурбан, коли Афин не видывал;

                        Осёл – коли, увидев, не пришёл в восторг;

                        Верблюд – коли покинул их по своей воле.

 

Ансамбль Акрополя – общественного и культурного центра Афинского государства – это высшее достижение древнегреческой архитектуры классической эпохи. Многократно разрушенный, ограбленный и превращённый в руины, этот памятник золотого века античной культуры всё же и сегодня сохраняет величавость и органическую стройность. Давайте войдём в Акрополь через центральный вход – Пропилеи.


            Пропилеи представляли собой сооружение, состоящее из трёх частей. В центре находились крылатые ворота в виде глубокого сквозного портика с пятью проходами вдоль колонн. Здесь во время праздников и торжественных шествий шли горожане, ехали всадники и колесницы, вели жертвенных животных. С севера к ним примыкала пинакотека, в которой помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения богам.

С юга Пропилеи уравновешивал легкий и изящный храм Ники Аптерос (Бескрылой) – богини Победы. В нутрии храма находилась её бескрылая статуя. Согласно легенде, эта богиня принесла грекам победу над персами, а потом жителям города не хотелось с ней расставаться. Изобразив Нику бескрылой, они посчитали, что богиня уже никогда не сможет покинуть их город.

            Пройдя Пропилеи, посетитель оказывался на большой площади, в центре которой возвышалась огромная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), покровительствующей Афинам и греческому народу.  Торжественно восседающая на троне, она спокойно смотрела на город, раскинувшийся у подножия Акрополя. Сверкающее остриё и копья и шлем Афины уже издалека приветствовали возвращающиеся на родину сыновья Аттики, а иностранцы трепетали  перед этим символом величия Афин. 

            Чуть правее от Пропилей находится главный храм Акрополя – Парфенон.

 

            На северном склоне холма находится главное святилище Акрополя – храм Эрехтейон, созданный позднее Парфенона. Он воздвигнут в честь Афины и Посейдона на том месте, где, по преданию, состоялся их спор за обладание Аттикой. Особенность  Эрехтейона – сложная ассиметрическая планировка, что не характерно для греческого храма. 

Здание украшают скульптуры кариатид – девушек, поддерживающих карниз. Кариатиды выполняют конструктивную роль, заменяя колонны. В то же время они производят на зрителя особое эстетическое впечатление. Их фигуры величавы и спокойны, красивые складки одежд драпируют стройные тела.

            На южном склоне  Акрополя располагается театр Диониса. Вместимость театра – 17 000 человек. Перед началом спектакля в алтаре перед статуей бога Диониса совершали жертвоприношения и обряд  очищения всех присутствующих в театре. Афинская публика очень живо реагировала на всё, что происходило у неё на глазах. Богов и героев легко можно было распознать по их атрибутам. Например, в руках у Диониса был тирс – палка, обвитая плющом и виноградными листьями. Аполлон держал лук и стрелы, Геракл, одетый в львиную шкуру, защищался палицей.

 

Идеал греческой культуры очень точно выражен в словах общеизвестного деятеля V  века до н. э.  Перикла: « Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности». Ничего лишнего – таков главный принцип искусства и жизни Древней Греции.


 Архитектурный ордер

 

 

Дополнительный материал

(советую посмотреть д/ф "Семь чудес Древней Греции")

 

 

 

Категория: 10 класс. От истоков до XVII века | Добавил: olqa
Просмотров: 2573 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
1 olqa   (26.06.2010 16:26)
Искусство острова Крит http://edel.livejournal.com/218161.html

Античность http://ru.wikipedia.org/wiki....D0.B0.D 1.81.D1.81.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.93.D1.80.D0.B5.D1.86.D0. B8.D1.8F_.28V.E2.80.94IV_.D0.B2.D0.B2._.D0.B4.D0.BE_.D0.BD._.D1.8D..29

Искусство Древней Греции http://www.antica.lt/list-c-greek.html


2 olqa   (26.11.2010 23:57)
О́хра (от др.-греч. ὠχρός — изжелта-бледный, бледно-желтый) — природный пигмент, состоящий из гидрата окиси железа с примесью глины.

Цвет охры — от светло-жёлтого до золотисто-жёлтого и тёмно-жёлтого.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Гостевая книга
Категории разделов
10 класс. От истоков до XVII века [25]
11 класс. От XVII века до современности [6]
Обновления
Поиск
Комментарии


Ольга! Вы большая молодец! Спасибо большое за урок и самоанализ! Урок очень хороший, продуманный , а самоанализ довольно точно и профессионально сделан! И все Ваши материалы хорошая помощь в нашей работе. Спасибо Вам и творческих успехов!

Ольга, попробуйте при помощи программы VKMusic. В Инете она в свободном доступе, устанавливается легко.

Здравствуйте! Очень понравился материал к уроку. Подскажите пожалуйста, как можно скачать?

Баннер  сайта
Друзья с
айта






Сайт
Статистика


Сейчас на сайте всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0









Разработка и осуществление дизайна сайта - Егорова О. Я.

Чудо музыки! © 2017
Сайт управляется системой uCoz