Четверг, 23.11.2017, 13:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Файлы » МХК для учащихся » 10 класс. От истоков до XVII века

Древние цивилазации. Изобразительное искусство Древнего Египта
04.06.2010, 21:12
Изобразительное искусство Древнего Египта
Небольшое напоминание:
Релье́ф — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона.
Фреска
техника настенной живописи водяными красками, нанесёнными на свежую штукатурку, а также произведение, выполненное в этой технике.



Скульптурные памятники.

Величественное впечатление производит и скульптура Древнего Египта, имевшая так же ритуальное назначение и связанная с культом мёртвых. Представления египтян о вечной загробной жизни предполагали   существование  не только бессмертной души, но и нетленного тела. Это привело к  появлению обряда мумификации (бальзамирования) и к созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения ещё при жизни. В отдельном помещении гробницы находился саркофаг с телом.


В саркофагах учёные нашли папирусы с текстами молитв, которые составляют «Книгу мёртвых».  Книга мертвых - один из бесценнейших образцов литературного искусства древнего Египта.


Характерной особенностью египетской пластики стало изображение человека в идеальном возрасте, т. е. достигшим расцвета духовных и физических сил. Египетская скульптура строго  подчинялась канону – своду правил, сложившихся в процессе художественной практики и закреплённых традицией. В передаче фигуры на плоскости сочетаются фасные и профильные элементы:  голова и ноги  развёрнуты в профиль, плечи в фас, торс в три четверти.

 Определённой должна была быть и поза: стоящие фигуры с выставленной вперёд левой ногой, сидящие на троне или коленопреклоненные; чёткая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка деталей. Главная задача скульптора – портретное сходство.  Лицо должно было воплощать отрешённость от всего земного, безразличие к радостям и несчастьям.
Существовала и традиционная окраска статуй:  мужские фигуры были темно-коричневого цвета, женские – жёлтого. Волосы всегда были чёрными, одежда – белой. У мужчин она состояла из короткой набедренной повязки, у женщин – длинного облегающего тело прямого   платья на широких лямках. 
...

Материалом для статуй служили дерево различных пород или камень (гранит, базальт, песчаник, известняк).


Скульпторы Египта умели сочетать в одном изображении части тела человека и животного. Особенно ярко их мастерство воплотилось в Большом Сфинксе – знаменитом страже пирамид в Гизе.


                                                           

Совершенно иначе изображали людей, зависящих от власти фараонов. (Портрет Писца). Повиновение и послушание в его позе.

                    


Исключительного мастерства достигли древнеегипетские мастера и в деревянной скульптуреПортретное сходство   с оригиналом   в них удивительно ярко и наглядно.


Не менее интересны парные скульптурные портреты. Посмотрите на изваяние супружеской пары царевича Рахопета и его жены Нофрет из гробницы в Медуме. Каждый из них запечатлён в строго канонической позе.


 

Внутренние и внешние стены заупокойных храмов , обелиски и стелы декорировались рельефными и фресковыми композициями. 




Они располагались  таким образом, что фигуры, интервалы между ними давались в строго соотношении с общим архитектурным ансамблем. Уравновешенность всех элементов определяла целостность композиции и позволяла охватить её одним взглядом.   В цветовой гамме преобладало несколько цветов: жёлтый, коричневый, зелёный и голубой, при этом они отличались  многообразием оттенков.

         Лучшие традиции изобразительного искусства Древнего Египта получили развитие в рельефах и фресках многих народов мира.


Сокровища гробницы Тутанхомон.



...Многое изменилось в искусстве во время правления фараона-реформатора Аменхотепа IV (1368 -1351 гг до н.э.), который изменил своё имя на Эхнатон, т. е. «угодный Атону» ( богу Солнца, вернее, света. изображался в виде диска с расходящимися лучами). От художников Эхнатон требовал прежде всего правдоподобия в передаче индивидуальных черт человека. Посмотрите на рельеф «Поклонение богу  солнца Атону», царь выглядит почти комически. Его наружность меньше всего соответствовала идеалу героического владыки. На самом деле он был болезненно худ, непропорционально сложен. И всё же Эхнатон был сильным и властным человеком. И перед нами не карикатура, с результат стремления художника более точно передать суть образа фараона.




Но посмотрите на портрет жены фараона царицы Нефертити. «Прекрасная ликом», «Умиротворяющая солнце голосом сладостным» - именно так говорилось о ней в поэтических произведениях того времени. Её скульптурный портрет, открытый в 1912 г при раскопках, стал настоящим событием. Очень красноречива надпись в археологическом отчёте: «Описывать бесцельно  - смотреть!» Одухотворённость, нежного и в то же время стремительного профиля, изящество гибкой шеи, тонкость и женственность благородного  точеного лица восхищают. Перед нами не просто царица, а некий женский идеал в более широком и вневременном смысле.


   Со смертью Эхнатона не  исчезли художественные нововведения и поиски своего стиля. Достойным продолжателем стал его преемник Тутанхомон (1351-1342 гг. до н. э.), имя которого сегодня известно благодаря археологическим раскопкам его гробницы в Долине царей.
Самой замечательной находкой была золотая маска фараона Тутанхомона, точно передающая его черты. Посмотрите внимательно.
.

Кажется, что в этой маске запечатлелась сама Вечность. Широко раскрыты огромные миндалевидные глаза – вместилище души фараона. Его взгляд скользит мимо нас, он устремлён в Грядущее.  Символы царской власти (коршун и змея), полосатый головной убор с длинными спускающимися на грудь концами, украшение драгоценными камнями – всё передаёт величие и божественное происхождение фараона.



Краткий конспект по теме "Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта" здесь.
Категория: 10 класс. От истоков до XVII века | Добавил: olqa
Просмотров: 3113 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Гостевая книга
Категории разделов
10 класс. От истоков до XVII века [25]
11 класс. От XVII века до современности [6]
Обновления
Поиск
Комментарии


Ольга! Вы большая молодец! Спасибо большое за урок и самоанализ! Урок очень хороший, продуманный , а самоанализ довольно точно и профессионально сделан! И все Ваши материалы хорошая помощь в нашей работе. Спасибо Вам и творческих успехов!

Ольга, попробуйте при помощи программы VKMusic. В Инете она в свободном доступе, устанавливается легко.

Здравствуйте! Очень понравился материал к уроку. Подскажите пожалуйста, как можно скачать?

Баннер  сайта
Друзья с
айта






Сайт
Статистика


Сейчас на сайте всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0









Разработка и осуществление дизайна сайта - Егорова О. Я.

Чудо музыки! © 2017
Сайт управляется системой uCoz