Суббота, 23.09.2017, 15:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Файлы » МХК для учащихся » 10 класс. От истоков до XVII века

Изобразительное искусство Средних веков
29.06.2010, 20:26
Изобразительное искусство Средних веков
Романика
   После долгого перерыва начинает возрождаться круглая скульптура, отвергнутая ранней христианской церковью из-за схожести с языческими идолами.
    В выпуклых рельефах романских церквей запечатлены человеческие фигуры, лишенные материальности, их объемность почти не передана, пропорции произвольны, одеяния ниспадают складками, не согласованными с формами и движениями тела. Материя то прилипает к телу, то развевается, как бы подхваченная порывом ветра. Тщательно проработанные складки одежд больше напоминают орнамент и декоративно выразительны.
 
 
   Особенностью романского изобразительного искусства стали орнаментальные изображения диковинных, полуфантастических существ. На капителях и у подножий колонн, на окнах, в рельефах дверей и стен запечатлены химеры (несуществующие животные), кентавры, ящеры и полуптицы.
Дьявольские силы языческого происхождения со множеством голов, с рогами, копытами и хвостами, огромные львы, терзающие беспомощных ягнят, встречают прихожан уже у входа в храм. Эти чудовища давали богатую пищу воображению средневекового человека, напоминая о грядущем возмездии за совершенные грехи.
 

Фрагмент королевского портала 
 
Собор в Шартре
 

Вершиной романского искусства является скульптура так называемого королевского портала собора в Шартре. В произведениях шартрских мастеров синтезировано все лучшее что было достигнуто разными скульптурными школами. Особенно выразительна композиция «Христос во славе» на центральных  воротах собора.

 
                                   «Христос во славе»                                             
центральные  ворота  собора  в Шартре (середина XII в., Франция)
Готика
Грандиозные готические соборы – вершина средневековой культуры – демонстрируют великолепный синтез искусств. Скульптурный декор в виде орнаментики, круглых статуй, рельефов, сияющая живопись витражей...

Из всех видов изобразительного искусства готики скульптуре принадлежит особое место. Она самым тесным образом связана с архитектурой. Религиозная тематика по-прежнему доминирует, но теперь она обращена к чувствам человека. Вот почему наряду с сюжетами Священного Писания можно встретить изображения народных преданий и поверий, светские сцены, носящие порой развлекательный характер. Из предмета религиозного культа в романских соборах скульптура превращается в возвышенные и одухотворенные образы.

Скульптуры
в соборе святых Мауритиуса и Катарины в
Магдебурге         

"Благовещение"
Собор  в Реймсе   13 в.
  



 
Удлиненность пропорций скульптур, симметричность форм, подчиненность архитектурным объемам – характерные черты готической скульптуры, но, по сравнению с пластикой романского стиля, она воспринимается более свободно. Мастера допускают некоторые отклонения от строгой фронтальности, центр тяжести тела перемещается на одну ногу, придавая фигурам естественность и непринужденность.
Скульптуры Реймсского собора (XIII – начало XIV в., Франция) принадлежит к лучшим созданиям готического искусства. В ней особенно ощутимо влияние античной пластики.
    
Среди статуй Реймсского собора есть несколько таких, которые относятся к подлинным шедеврам мировой скульптуры. Это прежде всего «Встреча Марии и Елизаветы» – будущей матери Христа и матери Иоанна Крестителя. Евангельский сюжет стал для неизвестного мастера поводом для глубокого психологического рассказа. Фигуры юной Марии и умудренной жизненным опытом Елизаветы образуют единую композицию, даже несмотря на то, что находятся в разных нишах и разделены колонкой. Каждая погружена в свои мысли, думает о будущем предназначении.
 
«Встреча Марии и Елизаветы»
                 
 Реймсский собор
 

    На смену фреске в изобразительном искусстве готики приходит витраж, изображение в котором составляется из кусков цветных стёкол, соединённых между собой узкими свинцовыми скрепками. Витражи были не только украшением интерьеров, но и выполняли роль окон и служили основным источником света в готических соборах. Излюбленный орнамент витражных окон готики – роза, в вычурном орнаменте которой использовался мотив многолистника.

Окно-роза собора Парижской Богоматери
  Главное внимание художники уделяют волшебному сочетанию сияющих интенсивных красок, создающему яркий и выразительный декоративный эффект. Наряду с традиционными библейскими сюжетами используются простые жанровые мотивы. Витражное искусство, как и готическая скульптура, не только выполняла декоративную роль, но и служило просвещению молящихся.


 
Проверьте правильность заполнения таблицы

Романика

 

Готика

скульптура

Скульптура – часть рельефа.

 

Скульптура как составляющая…

Скульптура тесно связана с архитектурой.

 

Произвольные пропорции.

пропорции

Удлиненность пропорций скульптур.

Фигуры  лишены материальности,  объемность.

 

объёмность

Симметричность форм, подчиненность архитектурным объемам.

нет

Согласованность с формами и движениями тела.

есть

Внутри храма

Местонахождение

химер

Снаружи храма

Монументальная живопись

 фрески

 

Вместо фресок – витраж.



Домашнее задание.
Обязательное ( одно из трёх на выбор):
  • "Монолог химеры"
  • "Монолог розы" ( окна-розы)
  • Эскиз витража  готического собора на один из библейских сюжетов, или эскиз окна- розы.

По желанию:

Эссе "Храм как модель мира в средневековой культуре".

Можно на примере какого-либо  собора -  Нотр-Дам де Пари, Реймсский собор, собор  в Шартре, Кёльнский собор....

Тот, кто выполнит это задание  на "4" или "5",  будет освобождён от проверочной по Средневековью).

Указание используемых источников обязательно.

 

Подсказка для желающих написать эссе "Храм как модель мира в средневековой культуре":
Важнейшей чертой средневекового искусства является символизм. Скульптурный или живописный образ - это прежде всего символ, некая религиозная идея, запечатленная в камне или красках
Что символизируют и (или) для чего необходимы
планировка
соотношение со сторонами света
интерьер:
купол
нефы
витражи 
музыка
сюжеты в оформлении
скульптурные образы
экстерьер:
высота храма
скульптурные образы
химеры

 Предположительный вывод работы:
Храм – не только место поклонения Богу, но и модель мира, сотворенного Богом.
 

 

Категория: 10 класс. От истоков до XVII века | Добавил: olqa
Просмотров: 4528 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Гостевая книга
Категории разделов
10 класс. От истоков до XVII века [25]
11 класс. От XVII века до современности [6]
Обновления
Поиск
Комментарии


Ольга! Вы большая молодец! Спасибо большое за урок и самоанализ! Урок очень хороший, продуманный , а самоанализ довольно точно и профессионально сделан! И все Ваши материалы хорошая помощь в нашей работе. Спасибо Вам и творческих успехов!

Ольга, попробуйте при помощи программы VKMusic. В Инете она в свободном доступе, устанавливается легко.

Здравствуйте! Очень понравился материал к уроку. Подскажите пожалуйста, как можно скачать?

Баннер  сайта
Друзья с
айта






Сайт
Статистика


Сейчас на сайте всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0









Разработка и осуществление дизайна сайта - Егорова О. Я.

Чудо музыки! © 2017
Сайт управляется системой uCoz