Четверг, 23.11.2017, 14:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Файлы » МХК для учащихся » 10 класс. От истоков до XVII века

Древние цивилазации. Художественная культура Междуречья
06.06.2010, 18:30

 
Художественная  культура  Междуречья
 

 

В IVI тысечелетиях  до н. э. в низовьях двух больших рек Тигра и Ефрата (Месопотамия, или Двуречье, или Междуречье), а так же на территории всей Передней Азии жили народы высокой культуры. Здесь сформировались такие крупнейшие города-государства как Шумер, Аккад, Вавилон, а также  Ассирийская держава, Персидское государство и мн. др.. Здесь на протяжении веков возникали и гибли государства, сменяли друг друга народности.

В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь благодаря изобретению письменность.

Среди  прочих находок, они увидели большое количество разнообразных по размеру и форме шумерских клинописных табличек, в которых содержались сведения о государственном устройстве Шумера, его экономике и социальной жизни. Хозяйственные записи, списки слов для заучивания, школьные тексты и сочинения, отчетные документы писцов III тысячелетия до н. э. и другую разнообразную информацию оставили для потомков жители древности.

Полагают, что в ранней пиктографической (рисуночной)  письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов. В результате схематизации и упрощения начертания значков  появились клинопись (письменность, знаки которой состоят из группы клинообразных чёрточек на глиняных табличках).   Одновременно   значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении, но и в отрыве от него, как чисто слоговые.   Клинопись стала подлинной письменностью, зафиксированной живой речью.

 



Книга-табличка из библиотеки
царя Ашшубанипала


Шумерская клинопись
 
 

Архитектура

            Время сохранило очень немногие архитектурные сооружения, чаще всего лишь фундаменты зданий. Строились они из необожженной глины-сырца и в условиях повышенной влажности быстро разрушались. Не пощадили их и многочисленные войны.

            Важной частью архитектурных ансамблей были лестницы и пандусы (наклонные плоскости, заменяющие лестницу). Города Междуречья защищали оборонительные сооружения с могучими и высокими стенами, башнями и укреплениями

            Важнейшим достижением архитектуры стало сооружение зиккуратов (ступенчатых башнеобразных храмов, предназначенных для культовых обрядов, а позднее и для астрономических  наблюдений).

 

                                            

       На верхней площадке зиккурата располагалось святилище (жилище бога), куда и нисходило божество. Простые люди никогда не допускались в святилище, там могли находиться только цари и жрецы, наблюдавшие за небесными светилами.

       Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид (от 3 до 7), не имевших интерьера (исключение — верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами (одна располагалась фронтально, другие - вдоль боковых стен) или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в черный цвет, средние — в красный, верхние — в белый. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо.  
        Наибольшую известность приобрел зиккурат в городе Уре.    В настоящее время сохранились лишь два этажа из трех его террас.  

 

 

 

           Для европейского сознания значимым стал зиккурат в Вавилоне, известный под названием Вавилонская башня. Это действительно был самый высокий зиккурат (91 метр). Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792-1750 до н.э.).

 

                                             

                                                         Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г.
 

       Вспомните библейское сказание. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер») и решили построить город и башню высотою до небес. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли».

Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». И он положил конец дерзкому деянию: смешал языки, чтобы строители перестали понимать друг друга, и рассеял людей по свету.

      Не менее примечательны и другие архитектурные сооружения Вавилона. Путь к городу шел через ворота, посвященные богине плодородия и земледелия Иштар.  Символические защитники города в виде фантастических существ придают воротам необычайную декоративность и зрелищность. Синий цвет фона выбран не случайно, он считался магическим средством от дурного глаза. Краски глазури, не потускневшие до сих пор, производят особенно сильное впечатление.

 

                                                  

       Ещё одна достопримечательность Вавилона – висячие сады Семирамиды. Вавилонский царь Навуходоносор II (605 - 562 г. до н. э.) для борьбы против главного врага - Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с   царем Мидии, который  был упрочен женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Семирамиде. Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии. Чтобы утешить ее, Навуходоносор приказал возвести "висячие сады”.

 

                                               

…В архитектурном плане Висячие Сады представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывали слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников, деревьев. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата, насосами день и ночь подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди деревьев, вывезенных из далекой Мидии.

         Изобразительное искусство Месопотамии представлено, главным образом рельефами, которые украшали внутренние стены парадных залов во дворцах ассирийских правителей.  На рельефах запечатлены батальные сцены, придворная жизнь царя и его приближенных. Главное место занимают торжественные процессии. Царь,  как правило, изображён намного больше остальных. Среди подобных предметов искусства следует особо отметить «штандарт из Ура» – трехъярусную мозаичную плиту, иллюстрирующую тему военного сражения и одержанной победы.      

                                


 Постоянная борьба за власть между городами и потребность в ознаменовании военных побед обусловили появление нового типа рельефа – рельефа мемориального характера. Речь идет о каменных плитах с округлой поверхностью, на которых символически запечатлены религиозные сюжеты или исторические события. Широко известна стела царя Хаммурапи. Вавилонский царь Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), создатель свода законов, подходит в молитвенной позе к богу солнца Шамашу.   Шамаш величественно восседает на троне, похожем на вавилонский храм с нишами и выступами. Ноги божества покоятся на громоздящихся горах, из-за которых он ежедневно приходит на землю к людям. Голову Шамаша венчают четыре пары рогов – знак величия, у него длинная завитая борода, а из-за плеч вырываются снопы солнечных лучей. Правой рукой Шамаш протягивает Хаммурапи символы власти – кольцо и жезл, как бы поручая царю вершить правосудие.

                                                                  

Законы Хаммурапи - выдающийся памятник  древневосточной правовой мысли. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу "око за око, зуб за зуб". В некоторых статьях законов в определении наказания отчётливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью

Искусство Древней Передней Азии внесло немалый вклад и в развитие мелкой пластики. Одни из самых ранних произведений – небольшие (до 30 см) статуэтки людей, совершающих обряд почитания божества, так называемые адоранты (лат. «поклонение», «обожание»).   Они навсегда застыли в позах смирения и покорности. На плече каждой статуэтки – имя того, кого она должна представлять в храме.   

                                                                                

           Месопотамская цивилизация - одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человеческое общество едва ли не впервые вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности, отсюда начинается подлинная история человечества.

Советую заглянуть на этот сайт http://mesopotamia.nm.ru/

 

 

Категория: 10 класс. От истоков до XVII века | Добавил: olqa
Просмотров: 3769 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Гостевая книга
Категории разделов
10 класс. От истоков до XVII века [25]
11 класс. От XVII века до современности [6]
Обновления
Поиск
Комментарии


Ольга! Вы большая молодец! Спасибо большое за урок и самоанализ! Урок очень хороший, продуманный , а самоанализ довольно точно и профессионально сделан! И все Ваши материалы хорошая помощь в нашей работе. Спасибо Вам и творческих успехов!

Ольга, попробуйте при помощи программы VKMusic. В Инете она в свободном доступе, устанавливается легко.

Здравствуйте! Очень понравился материал к уроку. Подскажите пожалуйста, как можно скачать?

Баннер  сайта
Друзья с
айта






Сайт
Статистика


Сейчас на сайте всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0









Разработка и осуществление дизайна сайта - Егорова О. Я.

Чудо музыки! © 2017
Сайт управляется системой uCoz