Главная » Файлы » МХК для учащихся » 10 класс. От истоков до XVII века |
01.06.2010, 17:07 | |||||||||||||||||||
Мир через культуру В традиционном понимании слово «культура» (от лат. «Culture») первоначально означало возделывание, обработку почвы. В последствии этот термин был перенесён римлянами на человека и стал означать его воспитание, образование, т.е. «возделывание человека». Уже у Цицерона появляется термин «культура» в понимании умственной деятельности. В Средние века слово «культура» ассоциировалось с личными качествами, с признаками личного совершенствования. В эпоху Возрождения под личным совершенствованием начинают понимать соответствие гуманистическому идеалу. А с точки зрения просветителей 18 века культура означала «разумность». Оригинально расшифровывал понятие «культура» Н. К. Рерих (1874-1947). Он разбивал его на две части: «культ» - почитание, «ур» - свет, т. е. почитание света. Следовательно, девиз Рериха «Мир через культуру» должен расшифровываться как «Мир через почитание света», т. е. утверждение светоносного начала в душах людей. Так, что же следует понимать под культурой? Существует около тысячи определений. Мы будем придерживаться формулировки Философского словаря (М., 1983. – С.292-293) Культура – исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Античный мир четко различал понятия natura, как сферы природного, естественного, не тронутого человеком и cultura, как сферы приложения сил человека, сферы измененной натуры. И сегодня очень важно понять, что любое изменение, привнесенное человеком в природу, есть и разрушение, и созидание одновременно. Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление – не следствие действия природных сил, а результат усилия самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой. Как писал русский поэт Николай Заболоцкий (1903 -1958) Два мира есть у человека: Одни, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил.
Виды культуры:
Конечно, нельзя строго разделять эти три ветви общей человеческой культуры. Они едины, как един человек. Но способы работы, способы изменения и переделки мира в этих сферах разные. Вот почему пытаясь осмыслить произведение искусства, мы невольно попадаем из эмоциональной сферы в интеллектуальную. С другой стороны, реальное воплощение идеи произведения искусства в конкретном материале использует физические способности человека и попадает, таким образом, в сферу материальной культуры. Поэтому, чтобы полноценно прожить любое произведение искусства, нужно его эмоционально воспринять, интеллектуально проанализировать и физически (телесно) проделать ряд технологических действий, необходимых для его создания (или хотя бы представлять себе эти действия). Это значит, что совершенно необходимо рассматривать любое произведение искусства с трех позиций: красоты, смысла и технологии. Только тогда сможет раскрыться самоценность данного конкретного произведения искусства.
Ответив на первый вопрос, мы определим основной признак данного вида искусства. Специфика каждого из видов искусства и состоит как раз в том, ЧТО в нем художественно организуется, обрабатывается, переделывается. Рассмотрим подробно художественную организацию одного из видов искусства.
При помощи чего? Рассматриваем материалы, их особенности и возможности. Именно от материала сильно зависит тот или иной способ работы скульптора. Каким образом осуществляется процесс организации? Скульптура. Работа с твердыми материалами (камень, дерево). При этом материал все время отнимают, убавляют, отсекают лишнее. И мастеру при этом совершенно необходима способность угадывать уже готовую скульптуру в толще еще необработанной глыбы. Лепка. Работают с мягкими материалами, чаще с глиной. При этом материал все время прибавляют и переформировывают.
Таким образом, различные виды искусства художественно организуют пространство и время человеческой жизни. И не только организуют, но еще и создают модели, образцы для подражания, идеалы. Каждый из видов искусства моделирует тот или иной аспект человеческой жизни от целостного мира в архитектуре до потаенного психологического мира — в киноискусстве. | |||||||||||||||||||
Категория: 10 класс. От истоков до XVII века | Добавил: olqa | |||||||||||||||||||
Просмотров: 1100 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||