Понедельник, 20.11.2017, 03:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Файлы » МХК для учащихся » 10 класс. От истоков до XVII века

Средневековье. Мир византийской культуры
11.06.2010, 19:40

Мир византийской культуры     

 

     Термин «Средние века» появился в эпоху Возрождения. Им обозначался период с момента падения Римской империи в V в. до XV столетия. Эпохе Ренессанса, возрождавшей античные традиции, Средневековье представлялось мрачным, невежественным, далеким от прекрасных образцов античной культуры. Вот почему писатели-гуманисты XV–XVI вв. называли Средние века «темной ночью», «эпохой умственного застоя». Но так ли это было на самом деле? Как и почему изменился художественный идеал Античности?
       Действительно, в Средние века ему было суждено претерпеть глубокие изменения, пройти сложную эволюцию. Главной причиной этого являлось распространение христианства, во многом определившего общий характер и основные направления в развитии искусства. Иными стали представления о картине мира, понимание человека и определение его места во Вселенной. Теперь в произведениях искусства в большей степени подчеркивались духовная сущность человека, его суровый аскетический облик, такой чуждый и непонятный гуманистам Возрождения.
       Средневековая культура, созданная народами Западной Европы и Востока в течение десяти веков, уникальна и неповторима. Она внесла существенный вклад в историю мировой художественной культуры и заняла в ней почетное место. Сегодня она предстает перед нами как важнейший этап художественного развития человечества, заложивший фундамент современной цивилизации.
       На берегу Босфора римским императором Константином в 324–™ 330 гг. был возведен Константинополь – «новый Рим», столица будущего Византийского государства. Сказочно красивым представлялся город пришельцам с Запада, Востока и Севера.
       Византийская империя стала могущественной державой, империей «ромеев», как называли себя ее жители, считавшие себя наследниками римлян. С одной стороны, она явилась продолжением богатейшей античной культуры, а с другой – началом культуры средневековой. Византия – наследница античности – испытала на себе и влияние культуры народов Востока, сумев творчески переработать их художественные традиции. От Египта она унаследовала художественные росписи тканей, резьбу по дереву и кости, от Малой Азии – тип купольной базилики, у персов научилась придворному церемониалу, из Палестины привезла святые реликвии христианской веры. И все-таки Византии суждено было оставить собственный след в истории мирового искусства. Ее культура имеет вполне самостоятельное значение.

 

  Церковь Сан Витале.
Равенна.
Купол.

      Здесь был воплощен в жизнь крестово-купольный храм, идеально отвечающий требованиям христианского богослужения. Византийские мастера добились синтеза мозаичных и фресковых росписей. Здесь зародилась иконография, подчиненная строго обоснованным законам (канонам), которым следовали живописцы Западной Европы и Древней Руси. Значительными были успехи в литературе, книжной миниатюре, музыке и декоративно-прикладном искусстве.

 

Мозаичное изображение Христа Вседержителя в южной галерее собора  Святой Софии

 

 

Византийская архитектура

 

      Византийская архитектура складывалась постепенно, в ней органично сочетались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. «царский дом»), назначение которой существенным образом отличалось от известных нам архитектурных построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские храмы стали центром, где верующие собирались на богослужение, то есть были рассчитаны на пребывание в них человека. Базилика отличается простотой плана: это вытянутое здание, продольно разделенное внутри рядами колонн на части, так называемые нефы (греч. «корабль»), число которых достигает 3 или 5. Все храмы ориентированы на восток, так как там, по представлению христиан, находился Иерусалим – центр земли. На востоке к основному прямоугольному объему примыкает полукруглая ниша – апсида с расположенным в ней алтарем – священной частью храма. Характерную черту архитектуры базилики составляют деревянные балочные перекрытия, обращенные во внутреннее пространство храма. К входу в здание на западе обычно примыкает двор – атриум, окруженный крытой колоннадой. Особенностью оформления византийских храмов был контраст между их внешним и внутренним обликом. Внешний вид базилик подчеркнуто скуп и строг, он поражает суровой гладкостью мощных стен, прорезанных редкими узкими окнами, отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов. Зато интерьеры базилики украшены облицовкой из мрамора и гранита, мозаиками и фресковыми росписями на стенах, роскошными предметами декоративно-прикладного искусства. Позднее все большее значение приобретает новый тип храмакрестово-купольный, имеющий в плане форму креста с куполом в центре. Наивысшее достижение византийской архитектуры – собор Святой Софии в Константинополе, соединивший базилику с купольным перекрытием. Храм «премудрости Божьей» воздвигли сравнительно быстро два архитектора – Анфимий и Исидор. От них требовалось выразить «непостижимость и неизреченность» христианского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества Византийской империи. Зодчие блестяще справились с этой задачей. Отныне здесь стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора. По словам очевидцев, в «высоту он поднимается будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, выделяется среди других строений». В плане храм представляет собой прямоугольник, в центре которого четыре массивные опоры обозначают огромный квадрат. Центральный купол Софии, составляющий в диаметре 31,5 м, – самое замечательное достижение византийских зодчих, в котором воплощено представление о космическом подобии мира. Снизу купол кажется парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Оптический эффект породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи. К центральному куполу примыкают два более низких купола. Снаружи храм не кажется слишком большим, его внешний вид отличается спокойствием и строгостью.

 


        Иное дело его интерьер. Всех изумляет зеленая и розоватая мраморная облицовка стен и золотая мозаика сводов. Кажется, что главное пространство храма не имеет границ, растворяется в световых лучах, которые проникают через сорок окон, вырезанных у основания купола. Колонны объединены волнистыми аркадами, что создает впечатление ритмического движения. Один из современников писал: «...в соборе ничто не останавливает взора, но все влечет к себе, постоянно меняется так, что зрителю трудно сказать, что ему больше всего понравилось».

 

 

 

 

 

Мерцающий свет византийских мозаик

 

 

Мозаика с изображением
Иоанна Златоуста.
Мозаика Богородицы.

 
 
Собор Святой Софии. Константинополь.

 

     

Мировую славу приобрели мозаики Византии. Используя античную технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли и свои, оригинальные способы их создания.
     Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли верующих в особый мир. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного Писания и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик. 

 

 

Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан Витале.
 VI век. Равенна.

 

 

Их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображенных фигур эффект немеркнущего, священного сияния. Если светлый фон античной мозаики позволял передавать пространство, создавал иллюзию реальности, то золотой фон византийских мозаик фантастическим образом преображал это реальное пространство. Дело в том, что золотой фон в сочетании с вогнутой или сферической поверхностью вызывал своеобразный эффект присутствия, рождал у зрителей ощущение сопричастности с изображенным.
Неровные мерцающие поверхности мозаик включались в игру светотени, наполняя интерьер еще большей таинственностью. Глубокие насыщенные цвета вызывали у зрителя ощущение свершающегося на его глазах чуда. Как цветной ковер, повторяя каменную кладку, мозаика покрывала стены, своды и потолки храмов. Она сливалась с богатейшей резьбой и мраморной облицовкой стен.
 

 

 

 

Искусство иконописи

 

 

      В христианских храмах обязательными были не только мозаичные и фресковые композиции, но и иконы (греч. «образ»). Первоначально иконами называли любые священные изображения, выполненные на камне, дереве, ткани или металле. Со временем этот термин стал применяться для обозначения изображений на специальных досках, используемых во время богослужения. Самые первые иконы относятся к IV в.
Веками не затихали споры между сторонниками икон и их противниками (иконоборцами), требовавшими ограничений в живописных изображениях. Почитание икон, по их представлениям, являлось идолопоклонством, недопустимым в христианской церкви. А поэтому их требования сводились к созданию нейтральных картин, отвлеченных символов, орнаментальных и декоративных мотивов, пейзажей с изображениями животных и птиц. В результате стены храмов превратились, по образному выражению одного из современников, в «огороды и птичники». В период иконоборчества (726–843) была сделана попытка официально запретить иконы.

Иоанн Дамаскин

 

В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских сочинений Иоанн Дамаскин (ок. 675 – до 753 гг.). По его мнению, икона принципиально отличается от идола. Она является не копией или украшением, а иллюстрацией, отражающей природу и сущность божества. Она лишь его подобие и образ. «Иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображенного из-за слабости нашего понимания». Главная задача иконописца – идеальное воспроизведение канонических сюжетов и персонажей, причем все индивидуальное в них должно отступить на второй план. При восприятии иконы между зрителем и изображением «протягивались тысячи невидимых нитей, как бы сковывавшие волю человека и увлекавшие его в иной, сверхчувственный мир» (В. Н. Лазарев).

 

       Характерными особенностями икон становятся фронтальность изображения (обращенность их к зрителю), строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери, подчеркнуто высокий лоб – средоточие духовного начала, сияющий нимб вокруг головы, пристальный, суровый взор увеличенных глаз, статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя, декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур. Цвет на иконах символичен. Золото и пурпур выражают идею царственности, синий – божественности, белый символизирует нравственную чистоту и невинность.
На одной из ранних византийских икон «Сергий и Вакх» запечатлены святые мученики, особенно почитавшиеся в Константинополе. Торжественно держат они в руках большие кресты – символ мученической смерти. Согласно легенде, железные обручи на шею, напоминающие ожерелья, были одеты на них по приказу императора Максимилиана. Для всеобщего осмеяния их водили в женской одежде по улицам Рима. Святые мученики изображены погрудно. Внимание зрителей непременно привлечет их пристальный взор, переданный с помощью неестественно крупных, широко раскрытых глаз. В этих образах особенно подчеркиваются духовная сосредоточенность и отрешенность от внешнего мира.

Богоматерь Владимирская. Начало XII в.

К сожалению, большинство ранних икон погибло, но и то, что сохранилось, являет собой примеры высокого мастерства. Шедевром византийской иконописи по праву считается икона «Владимирской Богоматери» (начало XII в.), привезенная на Русь из Константинополя в 1155 г. Множество легенд связано с этой иконой. По старинному обычаю, ее везли на санях летом. В нескольких верстах от Владимира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Заменили коней – они стояли как вкопанные. Тогда и решили: икона останется на этой земле. Во Владимире построили огромный Успенский собор и поместили в нем эту удивительную икону – одну на самых почитаемых православных святынь.
      Мир переживаний Богоматери глубоко человечен. В нем выражено то, что близко и понятно всем людям, – идея жертвенности материнской любви. В глазах Богородицы святая печаль. Она предвидит трагическую участь сына. Ее тонкие уста плотно сомкнуты, в уголках рта затаились тревога и горечь. Младенец нежно прижался личиком к матери и обвил ее шею рукой. Его взгляд устремлен к Марии, словно он ищет защиты и покровительства. Растроганная лаской, Мария левой рукой придерживает ребенка, как бы пытаясь защитить от уготованной ему судьбы. Духовное единство двух близких людей мастерски передано художником.
«Владимирская Богоматерь» – одно из лучших произведений византийского искусства, которое художник и искусствовед И. Э. Грабарь справедливо назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».

 

 

 

 

Дополнительный материал:
 
Мозаики Византии
 

 

 

Византийские песнопения
 
 
 
 

Очень рекомендую посмотреть д/ф "Византия"
Категория: 10 класс. От истоков до XVII века | Добавил: olqa
Просмотров: 5872 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Гостевая книга
Категории разделов
10 класс. От истоков до XVII века [25]
11 класс. От XVII века до современности [6]
Обновления
Поиск
Комментарии


Ольга! Вы большая молодец! Спасибо большое за урок и самоанализ! Урок очень хороший, продуманный , а самоанализ довольно точно и профессионально сделан! И все Ваши материалы хорошая помощь в нашей работе. Спасибо Вам и творческих успехов!

Ольга, попробуйте при помощи программы VKMusic. В Инете она в свободном доступе, устанавливается легко.

Здравствуйте! Очень понравился материал к уроку. Подскажите пожалуйста, как можно скачать?

Баннер  сайта
Друзья с
айта






Сайт
Статистика


Сейчас на сайте всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0









Разработка и осуществление дизайна сайта - Егорова О. Я.

Чудо музыки! © 2017
Сайт управляется системой uCoz