Понедельник, 20.11.2017, 03:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Файлы » МХК для учащихся » 10 класс. От истоков до XVII века

Древние цивилазации. Первые художники Земли
03.06.2010, 21:52
Первые художники Земли










 
 

На  заре человечества, наш далёкий предок впервые начал изображать на стенах каменных пещер животных, сцены охоты, человеческие фигуры, украшать предметы труда и оружие   орнаментом, символами, узорами, а также возводить простейшие архитектурные сооружения, предназначенные для ритуального поклонения богам.

Каковы же главные причины  возникновения художественного творчества?

 

 


 

Примерно с середины XIX века началась серия открытий, ставших возможными благодаря развитию научной археологии. Чуть не во всех концах земли были обнаружены и раскрыты очаги материальной культуры незапамятных времен: стоянки пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты — копья, палицы, дротики, рубила, иглы, скребки.

 

                                             

И во многих стоянках найдены предметы, которые мы не можем назвать иначе как художественными произведениями. Силуэты зверей, узоры и загадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинах и каменных плитах.

 

 


Странные человеческие фигурки из камня и кости. Большие скульптуры животных. Рисунки, резьба и рельефы на скалах. В потайных скалистых пещерах, куда археологи проникали с трудом, им случалось обнаруживать целые «музеи» первобытной живописи и скульптуры.

                      

 

Подземная пещера близ селения  Альтамира получила  всемирную известность. Вскоре были обнаружены изображения и в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (знаменитая Капова пещера).

 

 

Самый длительный период истории человечества и его культуры – каменный век 40–4 тыс. лет до н. э.).  В нём различают три этапа:

 

1.     палеолит (40–12 тыс. лет до н. э.)- греч. palaios — древний — древний каменный век;

2.     мезолит (12–8 тыс. лет до н. э.) греч. mesos — средний — средний каменный век;

3.     неолит (10–4 тыс. лет до н. э.) греч. neos — новый   новый каменный век.

 

 

 

Что же представляло собой искусство на заре человечества? Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нём не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка, танец.

 

 

Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека. Так, например, надевая на себя звериные маски и исполняя ритуальный танец, первобытный человек считал, что это послужит в будущем успешной охоте на зверя.  

 

 

     

 

 


 

          Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства. Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным образом – пальцами, ветками или костями по мягкой глине. К древнейшим изображениям следует  отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.

 

         Для выполнения  более монументальных изображений художник пользовался крупными каменными резцами. Позднее стала типичной более тонкая проработка контуров. Чаще всего применялись минеральные красители желтого, красного, коричневого и белого цвета, древесный уголь давал чёрный цвет.  

                                                                                            

          Наиболее распространённым сюжетом первых рисунков  являются одиночные изображения крупных животных. Здесь не просто отношение к зверю как к добыче, это восхищение его силой, красотой, почтение к нему как к покровителю племени. Простые контуры животного великолепно передают динамику движения.  Нередко рисунки были выполнены в натуральную величину и демонстрировали великолепное знание особенностей  строения тела и повадок животного.

Вот почему говорят о реализме искусства первобытного человека. Художник не просто копировал окружающую природу, –  а проникал в суть явлений, отбирал  в ней самое важное. В созданных художественных образах он воспроизводил личные переживания, чувства и мысли.
 

Взгляните на росписи, обнаруженные в пещерах Ласко.

«Пещера Ласко 2.»

 


 
      Несмотря на великолепные  изображения  бросается в глаза примитивность, которая  сказывается  в отсутствии чувства общей композиции, согласованности.
 
 
        Если героем палеолитической живописи стало животное, то основным образом палеолитической скульптуры был человек.  В самых различных местах земли найдены статуэтки женщин — «палеолитические Венеры», как их   называют.
 

   И в этих произведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство и примитивность, только на этот раз примитивность очевиднее. Мастерство — в том, как цельно и сильно почувствована пластика объемов тела: в этом смысле фигурки выразительны и, при своих малых размерах, даже монументальны. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица — лицо не  интересовало,   вероятно,  просто  не  осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолитическая Венера»   — сосуд плодородия и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные, как они изображаются в искусстве палеолита. Любопытный парадокс этого искусства: отношение к человеку — преимущественно животное, в отношении к зверю — больше человечности. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя.


 

В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизодов, культовые церемонии. Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: 10 класс. От истоков до XVII века | Добавил: olqa
Просмотров: 10773 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
1 89501208981   (14.09.2011 19:09)
Как же скопировать видео???

2 pedagogmus   (15.09.2011 11:05)
Ольга Яновна, спасибо! Вот уж благодарна, попав к вам... 31 августа "дают" МХК в 10, ищу материалы, а здесь так всё аккуратно систематизировано, предложено к пользованию... У меня присутствовала некоторая растерянность - какую программу взять, где учебники добывать... Нашла, конечно, ну а у вас в гостях - "всё по полочкам". Спасибо, за то, что делитесь опытом.
Ответ: На здоровье! smile Рада, что даже в сокращённом варианте пригодился этот материал (изначально предназначен для учащихся)
Ольга Яновна wink

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Гостевая книга
Категории разделов
10 класс. От истоков до XVII века [25]
11 класс. От XVII века до современности [6]
Обновления
Поиск
Комментарии


Ольга! Вы большая молодец! Спасибо большое за урок и самоанализ! Урок очень хороший, продуманный , а самоанализ довольно точно и профессионально сделан! И все Ваши материалы хорошая помощь в нашей работе. Спасибо Вам и творческих успехов!

Ольга, попробуйте при помощи программы VKMusic. В Инете она в свободном доступе, устанавливается легко.

Здравствуйте! Очень понравился материал к уроку. Подскажите пожалуйста, как можно скачать?

Баннер  сайта
Друзья с
айта






Сайт
Статистика


Сейчас на сайте всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0









Разработка и осуществление дизайна сайта - Егорова О. Я.

Чудо музыки! © 2017
Сайт управляется системой uCoz