Суббота, 23.09.2017, 13:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Файлы » Разработки уроков » Разработки уроков музыки

Может ли музыка что-нибудь изображать?
07.01.2013, 22:32

Может ли музыка что-нибудь изображать?

1 класс

Автор  разработки:           Егорова О. Я., учитель музыки МОУ СОШ № 3 г. Пущино

Цель:                                      Знакомство  с звукоизобразительными возможностями музыки, развитие ассоциативного мышления, пробуждение интереса к классической музыке.

 

ХОД УРОКА

Дети заходят в класс, встают на свои места за стулья.

I.                   Распевание-приветствие. Учитель поёт, обращаясь к детям «Здравствуйте, ребята». Дети поют в ответ «Здравствуйте, учитель».  

II.                Вводное слово учителя.  Садитесь, ребята. На предыдущих уроках мы с вами узнали, что музыка может выразить любые чувства человека. Сегодня мы узнаем, что ещё  ей подвластно.  Для начала отгадайте  музыкальную загадку. К какому времени года, по-вашему, можно отнести эту музыку?

Учитель исполняет на фортепиано инструментальный вариант песни «Солнечная капель». Дети отгадывают загадку, поясняют свои ответы.

III.                Разучивание песни. Правильно, ребята. Эту музыку можно смело назвать весенней. Слышите, как замечательно удалось композитору изобразить весеннюю капель – звонкую, радостную. Попробуем исполнить припев этой песенки? Как вы думаете, какие слова в  припеве? Правильно! «Динь-дон».

Разучиваем и поём припев.

А вам интересно, какие слова в куплете? Где наши попугайчики и обезьянки? Готовы?

Разучиваем текст куплета, играя в «Попугайчиков и обезьянок».                                        (Учитель произносит несколько раз поочерёдно 2-3 фразы, каждый раз проговаривает их с различными интонациями, на разной высоте, меняя темп и ритм речи. Задача детей – как можно более точно повторить фразу и движения учителя. Артистизм приветствуется! Эта игра   очень нравится детям, они с удовольствием повторяют за учителем интонации, мимику, движения учителя. А попутно, между делом, запоминаются и слова песни.)

В завершении разучиваем мелодию куплета и исполняем вместе с припевом.

IV.               Рассказ учителя. Ребята, как замечательно вы справились с музыкальной загадкой! Так выразительно сумели спеть песенку, что я почувствовала запах весеннего воздуха – ароматного, свежего! Как вы думаете, а другие звуки природы музыка может изобразить? Давайте послушаем. Устройтесь поудобнее (можно положить голову на парту), закройте глазки. Вслушайтесь.

Звучит фрагмент первой части сюиты Римского-Корсакова «Шехеразада»

Какие звуки природы вы сумели услышать? Плеск воды. Нарастающий  рокот могучих волн. Молодцы!  А ещё послушайте и сравните.

Звучит запись пения птиц и тема птички из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк»

Оказывается, композиторы в музыке могут изобразить и птиц! Как вы думаете, а животных музыка может изобразить? Да!

V.                 «Угадай-ка». Подвижно-ассоциативная игра.  Ребята, вы совершенно правы. Сейчас мы с вами послушаем пьесы французского композитора Сен-Санса из его цикла «Карнавал животных». Попробуйте догадаться, какое животное изобразил композитор. По моему знаку, можно будет его и вам изображать. Только, пожалуйста, делаем это беззвучно.

Звучат   «Слон», «Петухи и куры»,  «Королевский марш львов», «Аквариум», после звучания каждого музыкально фрагмента и его изображения в пантомиме, дети озвучивают свои варианты названия пьесы.

 

VI.               «Найди пару». Ассоциативная игра.  Ребята, мы с вами  весь урок говорим о том, что музыка может кого-то или что-то изображать. Но, она, как и живопись, способна рисовать и музыкальные портреты. Посмотрите, пожалуйста, на картины. К какой из них больше походит музыка, которую вы услышите?

На доске  репродукции картин  Васнецова «Три богатыря» и «Алёнушка». Звучит фрагмент Богатырской симфонии Бородина. Дети находят пару к муз. фрагменту, поясняя свои ответы.

Молодцы! А теперь я усложню загадку. Кто знает  главных персонажей восточных сказок?  Султан   и Шехеразада. Вслушайтесь, можем ли мы их узнать?

Звучит вступление первой части симфонической  сюиты  Римского-Корсакова «Шехеразада».  Дети высказывают свои соображения.

VII.           Заключение.  Музыка — искусство звуков, и поэтому она может воспроизвести если и не все, то, во всяком случае, очень многие звуки и шумы, существующие в окружающей нас жизни, в природе. Кажется, никто еще никогда не пробовал собрать такие  звуки и шумы, хоть раз воспроизведенные в музыке каким-либо композитором. Право же, интересный получился бы сборник. В нем мы отыскали бы раскаты грома и пение птиц, завывание ветра и колокольные перезвоны, артиллерийские залпы и жужжание шмеля, шелест леса и лязг скрещивающихся мечен, грохот движущихся танков и журчание ручья, шаги человека и топот конницы, рокот бушующих волн и еле слышный писк новорожденных цыплят, крик петуха и монотонный стук вагонных колес, гудение самолетных винтов и постукивание колотушки ночного сторожа…Но сколько бы таких, даже самых похожих на природу звучностей ни было в сочинении, они никогда не могут стать чем-то главным в музыке. Они всегда остаются лишь «дополнительной краской», способной уточнить замысел композитора, сделать его более понятным для слушателей, но не способной заменить ее «сердцевину», ее внутреннее содержание.[1]

 

 

САМОАНАЛИЗ  УРОКА

На представленном уроке здоровьесберегающие принципы обучения, с моей точки зрения, реализуются в следующем:[2]

  1. На уроке используются  4 вида деятельности, а именно: пение, игры   (интонационно-                 подвижная «Попугайчики и обезьянки»,   ассоциативно-подвижная «Угадай-ка»), слушание музыки; продолжительность каждого из которых не более 10 минут. =>  Эффективный темпо-ритм урока.
  2. Эмоциональные разрядки осуществляются как во время игр    (III и VI  этапы урока),     так и при слушании музыки на IV этапе занятия, который является так же и релаксирующим.
  3. Предупреждение гиподинамии.      На протяжении всего урока дети имеют возможность реализовать свою двигательную активность:

-  при  корректировке певческой позы (в начале урока во время распевания, мы все вместе вспоминаем в каком положении должно находиться тело:

Спинка прямая, животик подтянут. Ручки поднимаем, ладошки сплетая. Тянемся вверх, локоточки за ушками оставляя. Чувствуете, как животик подтянулся, как спинка выпрямилась? Теперь медленно опускаем ручки, чтобы «не потерять» животик и спинку.

В течение урока, ребёнок может это делать при необходимости и самостоятельно.

-  меняя свое положение во время занятия согласно существующему правилу на уроке музыки «Если хочешь, сиди, если хочешь,                              стой, но только не меняй положения во время звучания музыки»;

-  во время игр «Попугайчики и обезьянки»  и «Угадай-ка».

  1. Эмоциональная  составляющая  урока  высокая  благодаря   использованию  игровых   форм      обучения и  подбору музыкальных произведений с учётом возрастных особенностей.
  2. Разгрузка   левого   и  активизация  правого  полушарий   средствами   ассоциативной   игры,         развития воображения ребёнка при прослушивании музыки.
  3. Оптимальная плотность урока.


[1] Дмитрий Кабалевский . ПРО ТРЕХ КИТОВ И ПРО МНОГОЕ ДРУГОЕ. Пермское книжное из-во. 1894 год

 

[2] Н. К. Смирнов. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. Из-во «Аркти». Москва 2008

Категория: Разработки уроков музыки | Добавил: olqa
Просмотров: 1143 | Загрузок: 8 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 3
1 olqa   (12.01.2013 11:49)
Представленный конспект урока - одна из итоговых форм работы курсов по здоровьесберегающим технологиям.

+1   Спам
2 begden   (18.09.2013 19:30)
Ольга, большое спасибо! Я хоть и не работаю в общеобразовательной школе, но многое перекликается с нашим предметом слушания музыки. Самоанализ сделан мастерски!

3 sdrff   (15.08.2015 07:05)
Ольга! Вы большая молодец! Спасибо большое за урок и самоанализ! Урок очень хороший, продуманный , а самоанализ довольно точно и профессионально сделан! И все Ваши материалы хорошая помощь в нашей работе. Спасибо Вам и творческих успехов!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Гостевая книга
Категории разделов
Разработки уроков музыки [10]
Разработки уроков МХК [0]
Обновления
Поиск
Комментарии


Ольга! Вы большая молодец! Спасибо большое за урок и самоанализ! Урок очень хороший, продуманный , а самоанализ довольно точно и профессионально сделан! И все Ваши материалы хорошая помощь в нашей работе. Спасибо Вам и творческих успехов!

Ольга, попробуйте при помощи программы VKMusic. В Инете она в свободном доступе, устанавливается легко.

Здравствуйте! Очень понравился материал к уроку. Подскажите пожалуйста, как можно скачать?

Баннер  сайта
Друзья с
айта






Сайт
Статистика


Сейчас на сайте всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0









Разработка и осуществление дизайна сайта - Егорова О. Я.

Чудо музыки! © 2017
Сайт управляется системой uCoz