Четверг, 23.11.2017, 13:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Файлы » Разработки уроков » Разработки уроков музыки

Музыка славянских народов
19.11.2015, 12:29

Автор разработки Егорова О. Я.

  Музыка славянских народов

(сценарный план урока)

 4 класс

Цель:    помочь учащимся выявить     общность   музыкальной культуры народов России, Украины и Белоруссии.

Задача: создать условия для овладения учащимися способов сравнительного анализа, используя различные виды работы (исполнительская деятельность, слушание музыки).

 

Предметные результаты:

  • развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному славянскому фольклору и музыкальной деятельности  (хоровое пение, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения);
  • формирование умения воспринимать, анализировать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям.

Метаредметные результаты:

  • формирование способности логически мыслить на основе анализа,  сравнения и обобщения;
  • формирование навыков планирования, контроля и оценки собственных учебных действий, умения корректировать свои действия;
  • применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

 

Сценарный план урока

УУД

I

Организационный момент.  Введение в тему урока.

На экране часть карты Европы, отображающая 3 страны – Украину, Белоруссию, Россию.  Звучит фрагмент финала  концерта Чайковского.  Учащимся предлагается догадаться, с музыкой каких народов сегодня предстоит познакомиться и каким образом предполагается это сделать. Обращается внимание на  необходимость постараться запомнить мелодию звучащей музыки.

Р – целеполагание, планирование.

 

II

Исполнительская деятельность.

  • Распевание на основе мелодии фрагмента финала  концерта Чайковского с использованием музыкально-ритмических движений.
  • Повторение русской народной песни с протяжной мелодией  (по выбору детей).
  • Разучивание по одному куплету народных песен «Купалинка» (украинская) и «Ой, у гаю»  (белорусская).  

Л – эмоциональное восприятие народных песен различных стран.

П – участие в коллективной музыкально-творческой деятельности.

Р – осмысленность собственных действий в процессе   исполнения (контроль дыхания, артикуляции),  эмоциональность  исполнения.

К – совершенствование действий коррекции в коллективной музыкальной деятельности.

 III

Размышления о музыке.

  • Сравнительный анализ песен, исполненных детьми, в процессе которого учащиеся выявляют общность народных мелодий Украины, Белорусии, Росиии, а именно:
    •  протяжность, задушевность, простота мелодий;
    • распевание слогов, повторение фраз.
  • Поиск причин общности музыкального языка русского, украинского и белорусского народов.  При необходимости учитель с помощью наводящих вопросов подводит учащихся к мысли о том, что мы  исполняли песни славянских народов, которые близки не только территориально, но и исторически.
  • Озвучивание темы урока учащимися на основе выводов анализа.

Л – эмоциональное восприятие народных песен различных стран, высказывание мнения об  их общности.

П – владение  навыками анализа с целью выявления общих признаков.

Р – оценка  воздействия музыки.

К – формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, толерантности к культуре других   народов.

IV

Слушание музыки, размышления о ней.

  • Повторное прослушивание фрагмента финала  Первого концерта Чайковского.  Только теперь учащимся предлагается сравнить характер исполненных песен с характером музыки прозвучавшего отрывка.
  • Слушание фрагментов записи народных   танцев «Бульба» (белорусского),   «Гопак» (украинского) и «Лезгинка». Предлагаем детям определить жанр музыки. И определить какой из танцев не является славянским. Читаем 2 абзац учебника на стр. 41 о том, что и в танцевальных наигрышах мелодия выражает национальную интонацию.

Л –  эмоциональное восприятие музыки.

П – владение  навыками жанрового анализа.

Р – оценка воздействия музыки разных жанров  на собственное отношение к ней.

К – формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, толерантности к культуре других   народов.

И – работа с учебником.

 V

Исполнительская деятельность и сравнительный анализ.

  • Разучивание украинской  народной песни танцевального характера «Веснянка»  (стр. 40, 42).
  • Постановка вопроса о том, слышали ли дети эти интонации «Веснянки» в какой-либо музыке?

Л – эмоциональное восприятие песни.

П – участие в коллектив-ной музыкально-творческой деятельности.

Р –– осмысленность собственных действий в процессе   исполнения, эмоциональность  исполнения.

К – совершенствование действий коррекции в коллективной музыкальной  деятельности.

И – работа с учебником.

VI

 Работа с учебником (стр. 40, 43, 44, 45).

  • Постановка вопроса о том, какой именно композитор мог сочинить предложенное для прослушивания музыкальное произведение (фрагмент  финала  Первого концерта Чайковского).
  • Подведение к мысли о том, что это П. И. Чайковский (на основе возвращения к ранее пройденному материалу).
  • Сравнительный графический анализ нотной записи  украинской народной песни «Веснянка» и  главной темы финала Первого концерта Чайковского  (стр. 40 и 45). 
  • Пояснения учителя. Согласно традиции, финал концерта – это праздничная картина всеобщего веселья, хоровод народно-жанровых мелодий. Первая тема концерта именно такова: это украинская плясовая песня «Веснянка». Вторая тема, широкая и напевная, похожая на русскую песню, трактована в привычном для Чайковского духе: начавшись мягко и скромно, она,  в конце концов,  разливается как река в половодье, взбираясь все выше и выше, и звучит победно и восторженно.

Л – понимание коммуникативной функции музыки,  её содержания   на основе знаний о произведении и композиторе.

П – понимание знаковых элементов музыки, пластическое интонирование.

Р – осмысленность собственных действий в процессе  пластического интонирования.

К – формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.

 И – работа с учебником.

VII

 Заключительная часть. Вывод.

Заключительное слово учителя. Мы   

  • совершили музыкальное путешествие в соседние страны: Украину, Белоруссию; 
  • выявили   общие свойства музыкального языка в народной музыке этих стран;
  •  познакомились с примером  использования  народной песни в профессиональной  композитор-ской музыке.

Л – осознанное отношение к общности музыкальной   культуры   России, Украины и Белоруссии.

П – формирование устойчивых представлений о музыкальном языке народов этих стран.

Р – понимание и оценка воздействия произведений народной музыки   на собственное отношение к ней.

К – совершенствование  представлений учащихся о музыкальной культуре своей родины, толерантности к культуре других народов.

Категория: Разработки уроков музыки | Добавил: olqa
Просмотров: 674 | Загрузок: 2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Гостевая книга
Категории разделов
Разработки уроков музыки [10]
Разработки уроков МХК [0]
Обновления
Поиск
Комментарии


Ольга! Вы большая молодец! Спасибо большое за урок и самоанализ! Урок очень хороший, продуманный , а самоанализ довольно точно и профессионально сделан! И все Ваши материалы хорошая помощь в нашей работе. Спасибо Вам и творческих успехов!

Ольга, попробуйте при помощи программы VKMusic. В Инете она в свободном доступе, устанавливается легко.

Здравствуйте! Очень понравился материал к уроку. Подскажите пожалуйста, как можно скачать?

Баннер  сайта
Друзья с
айта






Сайт
Статистика


Сейчас на сайте всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0









Разработка и осуществление дизайна сайта - Егорова О. Я.

Чудо музыки! © 2017
Сайт управляется системой uCoz